construction-elbphilharmonie-hamburg

Когда шар времени застрял

Шесть лет задержки строительства ничуть не навредили престижному объекту Эльбской филармонии

Эльбская филармония: При виде ни с чем не сравнимого силуэта вряд ли придет в голову мысль о многократном превышении расходов и сроков. При этом филармония строилась в исторически важном месте, который был когда-то образцом точности и пунктуальности. Пожалуй, следует заглянуть в далекое прошлое, которое перекликается с настоящим благодаря компании Kampmann. Но сначала оглянемся назад и погрузимся в необыкновенный период истории гамбургского порта.

Эльбская филармония стоит на историческом фундаменте. Портовый склад "Кайшпайхер А" является памятником архитектуры и образует нижнюю треть здания филармонии. Учитывая долгую портовую историю Гамбурга, можно предположить, что это здание также очень старое - но не тут-то было. Оно было сооружено "всего" в 1963 году по планам Вернера Кальморгена. Совсем из другой эпохи - здание, стоявшее ранее на этом месте и также называвшееся "Кайшпайхер А". Этот склад, также именуемый "Кайзершпайхер" в честь императора (кайзера) Вильгельма I, был построен в 1875 году. Он был не первой постройкой на этом месте. На протяжении нескольких столетий здесь находилась верфь Джонса, где также строились суда для акционерного общества HAPAG, поэтому мыс иногда называют "уголком Джонса". В ходе расширения порта, решение о котором было принято в 1861 году, Джонс был перемещен и освободил место для первого склада "Кайшпайхера А".

Der Hamburger Hafen mit der Elbphilharmonie aus der Luft

"Кайзершпайшер" был впечатляющим строением: почти 90 лет подряд оно доминировало в облике гамбургского порта. Построенный в неоготическом стиле, склад имел некоторое сходство с собором, в чем была "повинна" башня, обращенная в сторону акватории порта. В 1876 году на вершине башни было сооружено устройство "шар времени". Этот инструмент служил морякам для сигнализации точного времени. Для навигации и правильного определения географического положения точное время является обязательной величиной.

"Следующий шар упадет в 12 часов"

Шар времени в гамбургском порту был черного цвета диаметром примерно в один метр. Ежедневно в полдень, без десяти двенадцать, шар поднимался до половины высоты конструкции: На старт! Без трех минут двенадцать шар поднимался уже до самого верха: Внимание! И ровно в 12 часов по Гринвичу (сегодня 13.00 среднеевропейского времени) шар падал с трехметровой высоты: Марш! По этому времени с точностью до одной десятой доли секунды устанавливались корабельные хронометры. Шар времени приводился в действие подземным кабелем из обсерватории в районе Миллернтор. До 1899 года это происходило нажимом кнопки, а потом уже электронным способом. С введением передачи времени по радио (в Германии в 1910 году) шары времени устарели. Конструкция шара времени в "Кайзершпайхер" эксплуатировалась дольше других в Германии: до 1934 года она служила свою ежедневную службу во главе "уголка Джонса". Во время Второй мировой войны склад "Кайзершпайхер" был сильно поврежден. На его месте выстроили в 1963 году второй склад, который теперь стал нижней частью конструкции Эльбской филармонии, прозванный в народе ласково "Эльфи".

Бочки без дна

Она - часть бесславного трио. Так, наряду с аэропортом Берлина-Бранденбурга (BER) и вокзала "Штутгарт 21", Эльбская филармония стала одним из трех крупных строительных объектов, которые наносят ущерб признанному во всем мире немецкому профессионализму в реализации крупных проектов, требующих интенсивного планирования. Не до конца продуманная концепция, стычки по поводу ответственности, сложности в согласовании, сомнения в отношении статики, полная остановка строительства и прочие противоречия привели к тому, что стоимость Эльбской филармонии оказалась в десять раз выше, чем первоначально планировалось, и будет завершена, по меньшей мере, с шестилетним опозданием.

Первоначальные планы предусматривали завершение работ в 2010 году. После неоднократных задержек был назначен октябрь 2016 года, а официальная дата открытия - весна 2017 года. Затраты также оказались непомерными: на начальном этапе разработки проекта было подсчитано, что на строительство филармонии потребуется 77 миллионов евро. К моменту подписания контракта в 2007 году сумма составляла уже 114 млн. евро; в 2012 году пришлось признать, что она, вероятно, будет составлять 575 млн. евро, а в 2013 году была объявлена "окончательная" сумма в 789 млн. евро. Возмущение общественности было велико, поскольку речь шла о деньгах налогоплательщиков.

"Каким бы оправданным ни был народный гнев - при всем этом хаосе в строительстве и планировании к сожалению почти забыто, что в гамбургском портовом районе HafenCity создается жемчужина архитектуры."

Ну что ж, плохая пресса - гораздо лучше, чем ее отсутствие. При всем негодовании: Эльбская филармония уже сейчас стала одним из самых известных зданий Германии и узнается практически каждым взрослым гражданином Германии. Это обусловлено постоянным присутствием средств массовой информации в сочетании с сенсационной архитектурой.

Отражения звука и света

Как уже упоминалось, склад "Кайшпайхер" архитектора Вернера Кальморгена образует цокольную часть здания филармонии. Для этого из здания склада были полностью удалены внутренние конструкции и сохранена только наружная кладка. На неприступном цокольном основании возведено кристаллообразное, прозрачное новое сооружение с изогнутой конструкцией крыши, которое по своей структуре напоминает набегающую волну, создавая таким образом типичный для портов переход от воды к суше. Стеклянный фасад - это особая изюминка, разработанная архитекторами бюро Herzog & de Meuron: он состоит почти из 1100 элементов, каждый из которых уникален и не похож на другой. Стеклянные элементы имеют изгибы и выемки, на них нанесено индивидуальное для каждого элемента покрытие из хромированных точек. Ширина этих элементов составляет от четырех до пяти метров.  Каждое стекло весит 1,2 тонны; они покрывают 16 тыс. квадратных метров, что в общей сложности составляет около двух футбольных полей. Напечатанная на стекла, специально разработанная матрица из точек обеспечивает чисто практическую защиту от избыточного солнечного излучения и служит в эстетических целях для отражения окружающего пространства, что в синергии с изогнутыми стеклами создает каждый раз новое и неповторимое впечатление.

Konzertsaal in der Elbphilharmonie mit vielen Zuschauern und Musikern

Большой концертный зал Эльбской филармонии

Во внутренней части - это город в миниатюре. Парковка, отель, рестораны, квартиры … Любой, кто посетит Эльбскую филармонию, первым делом попадает в общедоступное пространство "Плазы"по впечатляющему, выпукло-изогнутому эскалатору. С высоты 37 метров отсюда открывается вид на Гамбург. Две лестницы в фойе ведут в концертную зону. Небольшой зал, рассчитанный примерно на 550 зрителей, в основном предназначен для камерных концертов. Большой концертный зал рассчитан на 2150 мест и ориентирован на классическую музыку, но подходит также для джаза или этнических направлений. Японец Ясухиса Тойота отвечал за концепцию акустики - амбициозная задача всего проекта такого размаха. В рамках соглашения о реорганизации, принятого 19 июня 2013 года гамбургским парламентом и регулирующего оставшийся процесс строительства и расходы, генподрядчик должен соблюдать технические условия Ясухисы Тойоты. Видимо, здесь были проблемы.

"Проверь, когда готов себя связать навеки ..."

Одной из проблем стали системы внутрипольного канального отопления,  которые конкурент компании Kampmann на рынке предоставил для шоу-рума. Требование для этой акустически высокочувствительной зоны также состояло в том, что уровень шума приборов не должен превышать 32 дБ(А). Производитель уверил заказчика, что эта норма будет соблюдена. Однако независимые эксперты проверили  встраиваемые в пол конвекторы и обнаружили, что уровень шума превышает предельное значение, после чего генеральный подрядчик расторг договор с поставщиком. Поскольку компания Kampmann и без того была представлена в Эльбской филармонии и поставляла фанкойлы („отельные фанкойлы Venkon“) и  встраиваемые в пол конвекторы для отеля, поступил запрос о том, сможет ли компания Kampmann изготовить ультратихие внутрипольные каналы для отопления и охлаждения. Компания Kampmann не могла - пока еще не могла. Измерения на имеющихся моделях в Центре исследований и разработок в Лингене показали, что звуковая эмиссия всего чуть-чуть превышала предельное значение. Хоть и "чуть-чуть", но превышала - приукрасить не получится.

Именно Клеменсу Сабельхаусу, тогдашнему руководителю отдела исследований и разработок компании Kampmann, который сегодня уже на пенсии, пришла в голову ключевая идея в отношении конструкции прибора. Предложенные им каналы были немного шире, зато выполняли требования. И проектировщики охотно пошли на это. Компания Kampmann построила два прототипа и отправила их в Гамбург со словами: "Пожалуйста, тщательно протестируйте наши образцы устройств в оригинальной среде и с независимыми экспертами по звуку!"

Сейчас все говорит о том, что  встраиваемые в пол конвекторы и фанкойлы компании Kampmann обеспечат бесшумный и комфортный климат в Большом зале гамбургской Эльбской филармонии. От лица всего проекта можно сказать: все будет хорошо

Bauarbeiter auf dem Dach der Elbphilharmonie in Hamburg

Pictures: Aerial photo Elbphilharmonie by ReGe HH/Fotofrizz; Grand Hall by Herzog & de Meuron; Roof design by Oliver Heissner