airport-ber

С BIM этого бы не произошло

Катастроф в планировании, как это произошло с аэропортом в Берлине, в будущем можно избежать. Информационное моделирование здания (Building Information Modeling - BIM) кардинально меняет процессы проектирования в строительстве.

Эскалаторы, у которых не хватило нескольких ступенек до нужной длины; патрубки, которые не подходят друг к другу; забытые кабельные шахты; лестничные перила, которые уходят в никуда; отсутствующий обмен данными с пожарной частью - это лишь небольшая подборка ошибок планирования в аэропорту Берлин-Бранденбург (BER). В 2006 году началось строительство столичного аэропорта с оптимистичной целью его открытия уже на следующий год. Десять лет строительства и полдюжины отложенных сроков для завершения работ - до сих пор не может быть и речи о предстоящем открытии. Помимо политических и кадровых ошибок и коррупции, главной причиной этой катастрофы являются ошибки в планировании. С BIM этого бы не произошло …

Flughafen BER

… или во всяком случае не в таких масштабах. Это связано с тем, что при Информационном моделировании здания - Building Information Modeling сначала создается виртуальная трехмерная модель здания со всеми необходимыми характеристиками. Все интегрированные элементы могут быть поставлены в зависимость друг от друга, например, для контроля геометрических коллизий, моделирования и расчетов. Все технические чертежи изготавливаются на основании этой центральной модели с учетом всех видов строительных работ без противоречия друг с другом. Это было бы благословением для аэропорта в Берлине. Но, к сожалению, Германия поздно "запрыгнула в последний вагон" поезда BIM и теперь должна попытаться не отстать от других. В США, скандинавских странах и Великобритании планирование с поддержкой BIM продвинулось гораздо дальше. BIM широко используется в американской строительной отрасли уже с середины 2000-х годов. Финляндия и Норвегия сделали использование BIM обязательным в проектах государственного строительства в 2007 и 2010 годах соответственно. И в Соединенном Королевстве BIM должен стать обязательным для общественных строительных проектов уже в этом году. Но Германия следует этому примеру только с недавнего времени: министр транспорта и цифровой инфраструктуры Германии Александр Добриндт 15 декабря 2015 года представил планы федерального правительства на тему "Цифровое планирование, строительство и эксплуатация". В соответствии с этим, BIM 2020 должен стать стандартом после завершения текущего пилотного этапа. И это правильно! Поскольку мимо BIM пройти не удастся: оцифровка процессов планирования также дает большие преимущества для строительной отрасли, а именно, более высокую защиту от ошибок и своевременное выполнение работ по проекту и, таким образом, большую надежность в отношении затрат. BIM не только делает фазу планирования более эффективной, но и может сопровождать здание на протяжении всего его жизненного цикла. При эксплуатации здания BIM-модель данных представляет собой практически "журнал регистрации", содержащий все встроенные компоненты и детали, их производителей и соответствующие интервалы технического обслуживания. Глубина информации и централизованная доступность хорошо поддерживаемой BIM-модели хоть и требует дополнительных усилий на подготовительной стадии планирования - поскольку нужно объединить пакеты данных по широкому спектру специализированных дисциплин - но в конечном счете метод BIM-планирования экономит время и деньги. Так как по мере продвижения строительных работ все более дорогостоящими и трудоемкими будут изменения, связанные с устранением ошибок. Пример тому - аэропорт Берлин-Бранденбург. Поэтому вопрос о всестороннем внедрении BIM в Германии и Европе - это не вопрос необходимости, а вопрос времени. Компания Kampmann уже предоставляет большое количество BIM-данных для проектировщиков бесплатно, постоянно расширяя их объем. Для предоставления данных Kampmann использует MagiCloud, платформу финской компании Progman Oy. Компания известна своей программой MagiCAD, являющейся лидером на рынке инженерного программного обеспечения.

Image: BER Airport © Denis Apel – CC BY-SA 3.0